Онкологические заболевания
Лечение антибиотиками не уменьшает риск развития рака желудка, сообщают авторы проведенного недавно в Швеции исследования.
Хотя инфекция Helicobacter pylori совершенно очевидно служит фактором риска развития опухолей, неясно, уменьшает ли эрадикация этого патогенна риск развития рака. Ученые исследовали данные более чем 500000 пациентов, которые поступали в лечебные учреждения с диагнозом инфекционной болезни. На основании полученных результатов авторы делают вывод, что не существует убедительных доказательств того, что эрадикация H. pylori снижает риск развития рака желудка.
В противовес данным предыдущих исследований, кофе снижает риск рака толстой кишки лишь незначительно. К таким выводам пришли авторы обзора, опубликованного на страницах "Международного журнала по проблемам рака" (International Journal of Cancer).
«Защитный эффект кофе в отношении рака толстой кишки был выявлен в ряде исследований "случай-контроль", однако эти данные не подтвердились в проспективных когортных исследованиях, дизайн которых отличается от исследований "случай-контроль"», - пишут Youjin Je с коллегами из Гарвардской школы общественного здравоохранения (США). В исследованиях "случай-контроль" испытуемых с определённым заболеванием или состоянием сравнивают со здоровыми людьми того же пола и возраста (чтобы избежать погрешностей). В проспективных исследованиях подбирают участников по тому или иному признаку, например, по отношению к курению или очерёдности рождения в семье, и затем наблюдают их в течение некоторого времени. Исход таких исследований неизвестен до их окончания.
Чтобы установить, имеется ли связь между употреблением кофе и риском рака толстой кишки, специалисты провели систематический обзор проспективных когортных исследований, посвящённых этому вопросу. Они рассмотрели 12 исследований, в которых участвовали 646 848 человек, из них 5403 - больных раком толстой кишки.
В обзоре учитывались результаты 4 исследований, проведённых в Соединённых Штатах, 5 исследований, проведённых в Европе, и 3 - в Японии. В сочетании результаты исследований, в которых сравнивался риск рака толстой кишки у людей, употреблявших мало кофе, с таковым для людей, которые пили много кофе, не выявили значимой связи между употреблением кофе и риском рака. Причём, результаты для всех трёх стран были очень сходны.В целом, не отмечено также отличий в результатах в зависимости от пола и локализации рака толстой кишки. В то же время небольшая связь между употреблением кофе и раком была выявлена у женщин - у них риск рака толстой кишки на фоне употребления кофе снижался на 21%. Особенно чётко эта связь проявлялась у японских женщин - у них снижение риска достигало 38%.Кроме того, связь между снижением риска рака толстой кишки и употреблением кофе лучше прослеживалась в тех исследованиях, которые учитывали курение и употребление алкоголя участниками, а также в исследованиях с более коротким периодом наблюдения."Поскольку связь между риском рака толстой кишки и употреблением кофе может зависеть от вида кофе (обычный или без кофеина) и способа его приготовления (с кипячением или без), оправданы дальнейшие исследования, с учётом указанных факторов", - отмечают доктор Je с коллегами.
Клетки, ответственные за начало роста злокачественной меланомы
Американские исследователи идентифицировали клетки, ответственные за начало роста злокачественной меланомы, и также обнаружили, что терапия, нацеленная на эту клеточную субпопуляцию, может ингибировать рост опухоли. Как сообщается в выпуске «Nature» от 17-ого января, доктор Маркус Х. Франк (Markus H. Frank) (Children's Hospital Boston) и коллеги использовали различные методики для идентификации клеток, инициирующих рост меланомы у человека, которые были определены по экспрессии ABCB5, медиатора химиорезистентности. Проведя эксперименты на мышах с пересаженными клетками человека, ученые обнаружили, что у данных ABCB5 + клеток меланомы, была намного более высокая онкогенность, чем у ABCB5- клеток. Дальнейшее тестирование показало, что ABCB5 + клетки были способны к самоподдержанию и дифференцировке, давая начало и ABCB5 + и ABCB5- клеткам. Клетки ABCB5-, напротив, генерировали только ABCB5- клеток. Чтобы доказать, что ABCB5 + клетки требуются для роста меланом, исследователи обработали привитых мышей anti-ABCB5 моноклональными антителами, которые, как было показано, индуцировали клеточно-опосредованную цитотоксичность против ABCB5 + клеток. Как и предполагалось, это лечение ингибировало рост опухоли. Идентификация инициирующих рост опухоли клеток и их восприимчивость к специфическому лечению через определение детерминанты химиорезистентности имеет важное значение для терапии рака, заключают авторы.

