Координатор муниципальной программы

Заместитель Главы Администрации городского округа
по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
Турчанинов Виталий Николаевич

Подпрограммы муниципальной программы

  • Создание условий для обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами
Ответственные ОМСУ Администрации за разработку и реализацию муниципальной программы (подпрограмм)

  • Пропаганда в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

В Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р, обозначено, что снижение удельной энергоемкости экономики является центральной задачей энергетической политики России, без решения которой энергетический сектор неизбежно будет сдерживать социально-экономическое развитие страны.
В целях снижения энергоемкости экономики наряду со структурными изменениями предусматривается интенсивная реализация организационных и технологических мер по экономии топлива и энергии, то есть проведение целенаправленной энергосберегающей политики.
Нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения составляет до 40 процентов общего объема внутреннего энергопотребления. Согласно существующим оценкам, удельный вес различных составляющих в общей величине указанного потенциала характеризуется следующими данными:
  • жилые здания - 18 - 19 процентов;
  • электроэнергетика, промышленность, транспорт - в каждом случае в диапазоне от 13 до 15 процентов;
  • теплоснабжение, оказание услуг, строительство - в каждом случае в диапазоне от 9 до 10 процентов;
  • энергоснабжение государственных учреждений - в диапазоне от 5 до 6 процентов.
Учитывая, что в настоящее время городской округ Химки является динамично развивающимся муниципальным образованием Московской области, решение вопросов повышения энергоэффективности городской экономики имеет приоритетное значение.
Задача энергосбережения особенно актуальна в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. Именно в этих сферах расходуется до 40 - 60 процентов средств городского бюджета.
Деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении. Расчеты и результаты тепловизионного контроля ограждающих конструкций зданий показывают, что общие теплопотери зданий на 50 - 60 процентов выше нормативных. Усугубляет ситуацию рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, опережающий уровень инфляции, что приводит к повышению расходов бюджета на энергообеспечение.
Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" (далее - Указ Президента) в целях обеспечения рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов установлена величина снижения к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом.
Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесена разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
На основании указанного требования, а также учитывая положения постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2013 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" и Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2013 N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях" разработана подпрограмма
Целевая направленность настоящей Программы определяется необходимостью решения задач энергосбережения и повышения энергоэффективности коммунального комплекса, устойчивого и надежного энергоснабжения населения, социальной сферы и экономики на территории муниципального образования городского округа Химки Московской области.
В настоящее время экономика и бюджетная сфера городского округа Химки характеризуется повышенной энергоемкостью. 
Население городского округа Химки по состоянию на 01.07.2013  года составило 221 084 чел.
На территории городского округа Химки располагается 4 185 многоквартирных домов, общей площадью более 6 239,8 тыс. кв.м.
Электроснабжение потребителей городского округа Химки обеспечивает ОАО «Химкинская Электросеть». Годовое поступление электроэнергии в сети городского округа в 2013 году составило 540 022 000 кВтч.
Функцию теплоснабжения потребителей городского округа Химки выполняет, ОАО "ТСК Мосэнерго". На территории города имеется 25 котельных и 89 ЦТП. Годовое поступление тепловой энергии в 2013 году 943310 Гкал. Отапливаемая общая площадь жилых помещений  составляет 5 310,42 тыс. кв.м.  Протяженность тепловых сетей 182 км  (в двухтрубном исчислении).
Водоснабжение и водоотведение на территории городского округа Химки осуществляет ОАО «Химкинский водоканал» с 15 водозаборных узлов (59 артезианских скважин), протяженность уличной водопроводной сети составляет - 256,9 км.
14 канализационно - насосных станций, протяженность канализационной сети – 284,9 км.
При этом одной из основных проблем энергохозяйства, особенно коммунального, является изношенность основных фондов - по многим  видам он составляет 70% и более, что в первую очередь сказывается на надежности энергоснабжения и технико-экономических показателях работы энергетического оборудования.
Удельные расходы топлива на производство тепловой энергии, потери при производстве и транспортировке тепловой и электрической энергии, расходы электроэнергии в системе водоснабжения и водоотведения, а также расходы энергии на собственные и технологические нужды энергоснабжающих организаций и управляющих компаний ЖКХ городского округа Химки   превышают нормативные.
В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию городского округа Химки становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
С учетом указанных обстоятельств, проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы муниципального образования предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:
  • росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
  • росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
  • снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
  • опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций культуры и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики городского округа Химки и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории городского округа Химки и прежде всего в органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Годовой объем потребляемых ими за 2013 год топливно-энергетических ресурсов составляет электроэнергии более 39885322 кВтч, тепловой энергии более 92053,77 Гкал, топлива порядка 18 тыс.т.у.т. Анализ фактического использования ТЭР учреждениями, финансируемыми за счет средств местного бюджета, показал, что бюджетные организации имеют потенциал по экономии ТЭР в натуральном выражении от 4% до 10%.
Реализация задач ввода новых мощностей и реконструкции  энергообъектов должна выполняться с учетом широкого  внедрения современного оборудования, материалов и новых энергосберегающих технологий. Котельные установки с высоким коэффициентом полезного действия, предизолированные трубы, электродвигатели с частотно-регулируемым приводом, регулирующие шунтирующие реакторы, энергосберегающие лампы и светильники - вот лишь малая часть предлагаемого современного оборудования.
Необходимость решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
  • Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
  • Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей  ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.
В силу преимущественно монопольного характера рынка энергии и других коммунальных ресурсов без участия органов государственной власти и органов местного самоуправления баланс в отношениях поставщиков и потребителей ресурсов будет смещен в пользу поставщиков.
  • Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне. 
Вследствие реализации программы планируется снизить расходы бюджетной сферы на 15% с учетом сопоставимых условий, а так же существенно повлиять на снижение потерь в сетях ресурсоснабжаемых организациях до нормативного, модернизировать оборудования коммунального комплекса с внедрением инновационных технологий, повысить качество предоставляемых услуг в сфере ЖКХ, снизить потребление энергоресурсов населением. Решение вышеупомянутых проблем возможно за счет создание механизма и условий реализации проектов по энергосбережению за счет привлечения внебюджетных средств, что позволит существенно снизить нагрузку на местный бюджет при этом достичь требуемых результатов.