С
переносом с 1 июля 2020 года ответственности за приборы учета электроэнергии на
гарантирующих поставщиков и сетевые компании потребители перестанут нести
затраты на приобретение и установку приборов учета, что составляет 5-20 тыс.
рублей в зависимости от сложности работ по установке и вида самого прибора
учета. Также с потребителя снимается вся ответственность за обслуживание и
поверку приборов учета. За потребителем остается обязанность следить за
сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности
(например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом).
Затраты, которые ранее несли потребители, теперь будут нести гарантирующие
поставщики и сетевые организации.
Обязательные
требования к приборам учета на первом этапе не изменятся. На втором этапе, с 1
января 2022 года, вступают в силу требования, предусматривающие установку
интеллектуальных приборов учета, которые станут ключевым элементом
интеллектуальных систем учета энергии. Рядовым потребителям «умные» приборы
учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на
самом приборе учета. Также данные в автоматическом режиме передаются в
энергокомпании. Интеллектуальные приборы учета фиксируют уровень напряжения и
частоту, позволяя таким образом потребителям следить за качеством
электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей
появляется возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета
(существуют три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от
времени потребления в течение суток).
С
1 июля 2020 года сетевые организации и гарантирующие поставщики будут
устанавливать «простые» приборы учета, но притом могут на свое усмотрение
поставить интеллектуальные. С 1 января 2022 года установке подлежат только
интеллектуальные приборы учета. Выбор прибора учета потребителями не
предусмотрен.
Планируется,
что с 1 июля до конца 2020 года будет установлено порядка 2-2,5 млн приборов
учета. Установка интеллектуальных приборов учета зависит от утвержденных
инвестиционных программ. До 1 января 2022 года решения по установке интеллектуальных
приборов учета будут принимать компании совместно с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Замена
приборов учета на интеллектуальные будет происходить поэтапно. Новые приборы
учета установят новым потребителям в рамках технологического присоединения.
Действующее оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или
истечения межповерочного интервала.
Нормативные
акты, связанные с переносом обязанностей по установке и обслуживанию приборов
учета с потребителей на сетевые компании и гарантирующих поставщиков, не
направлены на изменение или регулирование стоимости приборов учета. Также не
регламентируется вопрос поставщиков приборов учета – это свободный рынок, на
котором сетевые компании и гарантирующие поставщики сами могут выбирать, где
приобретать оборудование. Минэнерго предполагает, что с учетом применения новых
правил линейка приборов учета сократится, а также будут исключены розничные
продажи, что приведет к снижению стоимости однотипных приборов учета. Основными
поставщиками приборов учета станут российские производители.
Способ
передачи данных при интеллектуальном учете будет выбирать сама энергокомпания,
при этом утверждены минимальные функциональные требования к системе в целом и к
приборам учета, также предусматривается утверждение базового документа по
безопасности передачи данных.
Рост
тарифов на электроэнергию в России ограничен уровнем «инфляция минус» и тарифы
не вырастут сверх него в связи с появлением у гарантирующих поставщиков и
сетевых компаний новых обязанностей по организации учета. Отметим, что
крупнейшая электросетевая компания страны – ПАО «Россети» – уже внедряет
интеллектуальные приборы учета без повышения тарифов, окупая затраты за счет
повышения эффективности процессов.
В
электросетевом комплексе реализация интеллектуального учета повлияет на
снижение коммерческих потерь электрической энергии и операционных затрат, что
приведет к прямой экономии средств. Также интеллектуальный учет приведет к
получению ряда косвенных эффектов: повышению качества обслуживания, снижению
времени локализации аварии и т.д. Необходимо отметить, что перенос
ответственности за установку приборов учета на ресурсоснабжающие организации -
это в том числе и социальный проект, который направлен на снижение затрат потребителей
и повышение качества обслуживания.
Самым
очевидным и подтвержденным сегодня на практике эффектом от внедрения
интеллектуальных систем учета является сокращение потерь электрической энергии
(коммерческих потерь) и связанный с этим рост полезного отпуска электроэнергии
(порядка 20% от объема снижения потерь). Потенциал снижения потерь в текущих
ценах их покупки составляет порядка 70-80 млрд рублей в год.
Дополнительными
весомым эффектом станет снижение операционных затрат сетевых организаций и гарантирующих
поставщиков, в том числе расходов на биллинг, на отключение неплательщиков, на
поиск и устранение причин технологических нарушений. Эффективность внедрения
интеллектуальных систем учета подтверждается реализованными и реализуемыми
проектами в России. Например, сейчас в сетевых организациях реализуются проекты
со сроками окупаемости 4-5 лет, позволяющие достичь окупаемости затрат в том
числе за счет повышения эффективности функционирования электросетевого
комплекса.